Загрузка...

Страничка психолога

Педагог-психолог Жданова Марина Петровна

обновление 06.05.2020 г.

ссылка

Консультация для родителей от педагога-психолога 

«Как пережить вынужденную самоизоляцию с детьми. Советы психолога».

Великие Луки : Роспотребнадзор дал рекомендации как грамотно ...

В вынужденной самоизоляции у детей пропадает возможность удовлетворять некоторые психологические потребности, которые раньше удовлетворялись простым выходом из дома и ежедневным общением с окружающей средой, объясняет психолог-практик Елена Михайлюк.

Ребенок гораздо больше взрослых страдает от «жажды впечатлений»: вне изоляции он получал их в школе, в детском саду, во дворе, общаясь со сверстниками или просто наблюдая за внешним миром. В условиях, когда он не может покинуть дом, впечатления становятся однобокими, при этом преимущественно негативными. В основном это какие-то новости о вирусе из интернета, телевидения или разговора родителей.

Как пережить самоизоляцию с детьми без потерь

Однако, как считает эксперт, в самых страшных экстремальных ситуациях напряжение ребенка не бывает катастрофическим, если он чувствует близость и внимание родных. Вот несколько советов о том, как вести себя с детьми, чтобы они пережили происходящее с минимальными потерями для своей психики.

Уделите больше времени ласке

Если ребенок маленький, ему особенно важно чувствовать близость родителей, ведь это позволит ему ощущать себя под защитой и в безопасности. Детям более взрослого возраста также необходимо родительское тепло: найдите время лишний раз обнять своего ребенка. Кстати, тактильный контакт поможет и родителям если не избавиться, то хотя бы снизить весь переживаемый стресс.

Дайте возможность ребенку получать новые впечатления

Дефицит впечатлений действительно сильно сказывается на психологическом благополучии детей. Посмотрите вместе интересный фильм, откройте семейный фотоальбом и рассмотрите каждую фотографию, познакомьте ребенка с музыкальной группой, которую вы слушали в молодости или просто послушайте новую музыку, приготовьте что-то вкусное, что никогда не готовили или делаете очень редко. Любые новые впечатления будут полезны для всех в режиме вынужденной изоляции.

Расскажите о чем-то новом

Помимо новых впечатлений детям важно ежедневно усваивать новую информацию. Полистайте вместе энциклопедию, прочитайте сказку, обсудите происходящие события, расскажите о родственниках и предках или собственные истории из прошлого.

Дайте ребенку возможность общаться

И речь идет не только об общении с родителями. Для ребенка важно общаться со своими сверстниками. Организуйте для него видеоконференцию по скайпу с другом со двора или подругой из детского сада, или одноклассниками. Не забывайте и сами общаться с ним.

Объясните происходящее

Здесь важно учитывать, насколько ребенок способен понять то, о чем вы ему расскажете. Старшим детям стоит говорить об опасности и объяснять, как себя вести, младших тоже нужно знакомить с тем, что в мире существуют опасности, только не пугать, а преподносить это в игровой форме.

Помните, игнорировать происходящее бессмысленно и даже опасно, потому что ребенок так или иначе получит информацию. И если он не получит разъяснения из авторитетных источников (а самый авторитетный источник — это, конечно, родители), то он будет понимать все происходящее как сможет.

Лучше поздно, чем никогда

Если вам кажется, что вы упустили момент разговора и ребенок сам воспринял информацию о происходящем, то вам следует делать все, изложенное выше, с удвоенной силой и вниманием. Здесь работает золотое правило: лучше поздно, чем никогда. И чем раньше, тем лучше.

обновление 24.12.2021 г.

Консультация для педагогов

«Школьная готовность»

Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

Память.К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Развитие мышления.К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

Развитие воображения.К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.

Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.

Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.

Мотивационная готовность к школехарактеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.

Социально-личностная готовностьхарактеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.

Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.

Интеллектуальная готовность к школьному обучениюявляется важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.

Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.

Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.

Сформированность компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности.

Познакомимся с требованиями к знаниям и практическим умениям и навыкам, необходимым будущему первокласснику

Общая эрудиция.

Первоклассник должен иметь знания и представления об окружающем мире: временах года (их признаках), о растительном и животном мире, о быте людей (одежда, обувь, посуда, техника), знания о правилах поведения, о правилах дорожного движения.

Математические знания.

Ребенок должен знать:

цифры и знаки «+» и «-»;

смежные числа в пределах 10 «соседи числа»;

количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);

знать простейшие геометрические фигуры.

Ребенок должен уметь:

читать числа до 20;

считать до 20 (прямой и обратный счет);

решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание;

ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;

решать примеры в пределах 10 (или 20);

пользоваться часами без секундной стрелки.

 

Требования к уровню устной грамотности.

Ребенок должен знать:

алфавит;

средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);

ряд стихов, потешек, загадок, считалок.

Ребенок должен уметь:

проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;

различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;

выделять ударение в словах;

устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста);

обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.

Речь как показатель готовности к школьному обучению (требования, предъявляемые к речи):

ясное произношение всех звуков родного языка;

умение ребенка говорить, меняя динамику, тихо – громко – тихо, меняя темп речи: быстро – медленно – быстро;

использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;

должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;

должен уметь разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;

ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;

уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.

Требования к уровню грамматических навыков:

развитие мелкой моторики пальцев рук;

умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;

умение правильно держать руку, карандаш, кисть.

Требования к уровню развития мышления и воображения:

умение выполнять действие классификация;

умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;

обновление 02.09.2021 г.

Консультация для родителей 

 «Профилактика преодоления трудностей

при адаптации детей к условиям детского сада»

(педагог-психолог  Жданова М.П.)

Когда маленький ребенок впервые приходит в детский сад, его адаптационные механизмы чаще всего развиты в недостаточной степени. Множество факторов окружающей среды ребенком воспринимается настороженно или враждебно: отрыв от дома, близких и родных и встреча с новыми взрослыми и детьми, незнакомая обстановка и игрушки, все- чужое. Резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и даже замедлению темпа психофизического развития. Поэтому необходимо формировать развивающую образовательную среду таким образом, чтобы она способствовала успешной адаптации вновь поступивших в детский сад младших дошкольников. Многое зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни.

Для детского сада, принимающего на лечение тубинфицированных, а значит- ослабленных детей, их успешная адаптация к условиям детского сада- актуальная проблема. От того, как она проходит, зависит физическое состояние малышей и успешность их лечения. Иммунная система ребенка существенно отличается от системы взрослого человека: на любую инфекцию организм ребенка отвечает преимущественно поднятием температуры, в отличие от взрослого организма, который борется с микробами с помощью антител. Но есть еще одно отличие: эту слабую и еще несовершенную иммунную систему легко подавляют и собственные эмоции ребенка. Это означает, что любой эмоциональный срыв может ослабить защитные механизмы организма.

Программа «Вместе- дружная семья» помогает детям трех лет, вновь поступившим в детский сад, быстрее привыкнуть к его условиям, к новым людям, к другим детям, овладеть навыками совместных видов деятельности. Эта программа направлена на профилактику трудностей при адаптации детей к условиям детского сада и преодоление отклонений в развитии и поведении малышей.

Показателями успешной адаптации можно считать жизнерадостность и хорошее настроение у ребенка, быстрое засыпание и спокойный сон, инициативные отношения со взрослыми и детьми, легко переносимая разлука с мамой.

Данная программа используется в нашем детском саду с 2002 года, каждый учебный год ее занятия посещают 20 детей трехлетнего возраста вновь поступивших в детский сад. Занятия по программе проводятся в сентябре- октябре каждого года, курс состоит из 12 занятий, проходящих 2 раза в неделю. Каждое занятие включает в себя игры, упражнения и сказку. Виды мероприятий, включенных в занятия, могут повторяться, усложняться, упрощаться в зависимости от проблем и успехов малышей.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: адаптация младших дошкольников к условиям детского сада, формирование у них чувства уверенности и защищенности.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. Развивать коммуникативные навыки детей.
  2. Формировать у младших дошкольников социальное доверие и социальную активность.
  3. Совершенствовать эмоциональную сферу детей.
  4. Снижать у дошкольников уровень тревожности.

Программа направлена на развитие коммуникативной и эмоциональной сфер младших дошкольников: учит детей договариваться, действовать вместе, помогать друг другу, учитывать настроение партнеров по игре. Поступки детей, их поведение помогает понять характер взаимоотношений в группе, возможные трудности в общении: агрессию, замкнутость, застенчивость, несформированность коммуникативных навыков. На занятиях младшие дошкольники учатся выражать свои чувства и переживания с помощью слов, жестов, мимики. Особенности поведения детей помогают взрослым понять, что именно тревожит, огорчает или радует каждого ребенка.

Воспитатели группы принимают активное участие в занятиях. Это помогает педагогам в сплочении детей, укрепляет авторитет воспитателей, формирует у малышей чувство комфорта и безопасности. Знакомство с играми и упражнениями позволяет педагогам использовать их в течении всего учебного года.

Перед началом занятий и по их окончании для детей проводится тест «Цветопись» (А.Н.Лутошкин), позволяющий определить динамику настроения в группе. До начала занятий проводится анкетирование родителей, с целью изучения особенностей развития и воспитания каждого ребенка. Во время проведения занятий идет наблюдение за детьми, после каждого занятия проводится беседа с воспитателями. Также перед началом и по окончании занятий по программе оценивается отношение детей к совместной деятельности и играм с другими детьми по семибальной шкале.

Тематика занятий подразделяется на три блока, которые имеют свои цели и задачи.

БЛОК «ЗНАКОМСТВО» состоит из трех занятий.

Цель: развитие у дошкольников желания узнать других детей, познакомится с ними, общаться.

Задачи: формировать в группе атмосферу доверия;

развивать у детей умение договариваться и помогать друг другу.

Преобладают дидактические игры, ролевая гимнастика, подвижные игры, помогающие детям выразить себя и увидеть других детей. Задания дают возможность дошкольникам смело вступать во взаимодействия со сверстниками, увидеть в воспитателе доброго друга, который всегда готов придти на помощь, и интересного партнера в игре.

БЛОК «Я И ТЫ» состоит из четырех занятий.

Цель: развитие у детей положительного самочувствия, снятия напряжения.

Задачи: учить детей свободно выражать свои эмоции и чувства;

формировать у детей чувство принадлежности к группе;

развивать у детей уверенность в себе.

Преобладают дидактические и подвижные игры, упражнения на развитие мимики, выразительных движений, навыков общения. Задания способствуют снятию напряжения у детей, развитию уверенности у них в своих силах, создают положительный фон настроения.

БЛОК «МЫ» состоит из пяти занятий.

Цель: формирование у детей коммуникативных навыков.

Задачи: развивать интерес и доброжелательное отношение к другим детям;

формировать у детей социальное доверие.

Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть помогает детям настроиться на совместную деятельность, снять беспокойство и тревогу. Эта часть занятия может быть представлена упражнениями на развитие мимики, выразительных жестов, а также играми, обучающими навыкам передачи своего эмоционального состояния. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, непонимание окружающих- все это серьезно затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание других людей порождает страх, отчужденность, враждебность. Активная работа мышц лица и тела обеспечивает разрядку эмоций, нервного напряжения.

Основная часть занятия представлена сказкой, игрой по ней, рассматривание соответствующих иллюстраций. Сказка начинается с опорных слов, помогающим детям понять какая это сказка.

Заключительная часть представлена играми, направленными на сплочение группы, на формирование у малышей чувства симпатии, доверия, уважения и сопереживания. Дети учатся быть терпимыми к чужим недостаткам, учатся сопереживать, а это- прямой путь к полноценному общению.

Программа «Вместе- дружная семья» помогает детям быстрее привыкнуть к условиям детского сада, когда происходит комплексный подход к решению проблемы адаптации.

Основная цель воспитателей- это создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. От их умения и усилий зависит уют, благожелательность и тепло, которое встречает малыша и формирует у него положительную установку, желание идти в детский сад. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, легче будет проходить его адаптация. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением внимания к каждому малышу. Игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают за него тревогу. Малыш чутко улавливает состояние и настроение своих близких, особенно мамы, тоже тревожится. Поэтому задача педагогов- успокоить прежде всего родителей: все показать и рассказать, чем будет заниматься и во что играть их ребенок. Родители должны быть уверенны в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводится только с их согласия. В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его рекомендации и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он быстрее адаптируется в новой обстановке.

Лечащий врач и медсестра наблюдают за состоянием здоровья ребенка, дают рекомендации родителям.

Психолог проводит занятия вместе с воспитателями, осуществляет тестирование детей до и после занятий, обсуждает особенности их поведения с педагогами и медицинскими работниками, анкетирует и консультирует родителей.

Согласованная деятельность работников детского сада и родителей является необходимым условием успешной адаптации дошкольников.

Результативность программы можно выявить путем обследования, проводимого до начала и по окончании всего курса занятий. Анализ результатов включает в себя следующие показатели:

— оценку детьми своего настроения по тесту « Цветопись»;

— оценку поведения детей воспитателями (наблюдения), родителями (анкетирование);

— оценку степени адаптации детей психологом (продолжительность, эмоциональное состояние ребенка, сон, аппетит, поведение в целом);

— оценку отношения ребенка к совместной деятельности, к играм с другими детьми психологом по семибальной шкале (заинтересованность ребенка, стремление к общению, включенность в деятельность, активность).

Программа «Вместе – дружная семья» помогает детям 3-х лет, вновь поступивших в детский сад, быстрее привыкнуть к его условиям, к новым людям, другим детям овладеть навыками совместных видов деятельности.

Консультация "Как заинтересовать ребёнка дошкольным учреждением ...